> Распространение норм Устава на казачество существенно облегчило бремя службы, дало казакам возможнос - Akemals.site
Исторические хроники » История Сибири в XVII-XIX вв. » Казачество Западной Сибири

Казачество Западной Сибири
Страница 5

Распространение норм Устава на казачество существенно облегчило бремя службы, дало казакам возможность более интенсивно заняться своим хозяйством. Разумеется, в годы войны правительство могло привлечь на службу все казачество почти поголовно. Если в мирное время Сибирское войско выставляло 18 сотен, то в случае войны должно было укомплектовать 54 сотни, Забайкальское войско — соответственно 11 и 48 сотен, Амурское — 4 и 12 сотен.

6. Обеспечение казачьей службы. За свою службу казаки получали жалованье — денежное, провиантом (рожь и крупа) и фуражом (овес), а со второй четверти XIX в. еще и ремонтные деньги (на приобретение лошадей). У рядовых казаков жалованье было невелико и его совершенно не хватало на покрытие всех потребностей, особенно с учетом того, что казак должен был снаряжаться на службу за свой счет. Например, во второй четверти XIX в. при годовом денежном жаловании в шесть рублей казак должен был потратить на свое обмундирование тридцать рублей да примерно столько же на строевую лошадь.

Однако считалось, что казаки должны содержать себя сами, занимаясь для этого хозяйственной деятельностью — земледелием, скотоводством, ремеслами, промыслами и торговлей. Правительство в целом поощряло развитие хозяйства у казаков, наделяя их землей и жалуя различные льготы и привилегии. В XVIII в. размер официального земельного надела у сибирских казаков составлял 6—15 десятин на одну душу мужского пола, в XIX в. он был повышен до 30 десятин, а у офицеров и генералов стал и того больше — от 150 до 3 000 десятин. При этом изменился характер казачьего землевладения.

До середины XVIII в. казаки наделялись и владели землей преимущественно индивидуально. Со второй половины XVIII в. в соответствии с правительственной политикой, которая разрешала только дворянское частное индивидуальное землевладение, у сибирских казаков начали внедрять землевладение на общинном праве. Окончательно этот порядок сложился к середине XIX столетия и был оформлен Положениями о казачьих войсках и Законом 1869 г. "О поземельном устройстве в казачьих войсках".

Согласно этим законодательным актам, земли, отведенные казачьим войскам и полкам, считались государственной собственностью, отданной в бессрочное владение. Войсковые земли делились на две части; одна оставалась в войсковом запасе, другая поступала во владение отдельных станиц. Станичные казаки на общих сходах делили землю на паи, которые распределяли между собой путем жеребьевки. Периодически могло проводиться перераспределение земли. Продавать землю лицам невойскового звания категорически запрещалось[35].

Важнейшей казачьей привилегией было освобождение от уплаты государственного налога — подушной подати. Правда, казаки были обязаны выполнять многочисленные натуральные войсковые повинности: ремонт и содержание мостов, дорог, служебных помещений; нести караульную службу и т. д. Они платили также денежные взносы в войсковую казну, за счет которой содержался аппарат управления, работали войсковые школы и больницы, материально поддерживались вдовы и сироты. Так что в конечном счете все эти повинности шли на нужды самих же казаков.

На протяжении XVIII—XIX вв. казачество сложилось в особое сословие, которое отличалось от других сословий, во-первых, кругом обязанностей в отношении государства (военная и полицейская служба) и своего войска (натуральные и денежные сборы); во-вторых, льготами и привилегиями (освобождение от уплаты налогов, право беспошлинной торговли в пределах войсковых территорий, значительное обеспечение землей); в-третьих, обособленным землевладением.

Хотя власти в целях увеличения сибирского казачества неоднократно зачисляли в его состав представителей других категорий населения — крестьян, отставных солдат, ссыльных, солдатских детей, это были все же экстраординарные меры. В обыденной жизни комплектование казачества шло (за редчайшими исключениями) за счет верстания в службу казачьих детей. Человек, родившийся или ставший казаком, оставался в этом звании навсегда. Только в 1869 г, был издан указ, впервые позволивший казакам покидать свое сословие. Однако этим правом могли воспользоваться очень немногие, поскольку выход разрешался лишь при полном комплектовании строевых частей, уплате всех долгов и недоимок в пользу войска и при отказе от земельного надела[36].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Древнеегипетская Книга мертвых. История создания «Книги мертвых».
Языческое египетское богословие — явление поистине величественное: оно развивалось дольше, чем существует вся европейская цивилизация,— более 3600 лет. Влияние, оказанное им на все существовавшие и существующие богословские учения,— огромно. Подлинные первоначала всех эзотерических учений Запада и Востока залегают в грандиозном здании х ...

Историографический обзор
Многие историки посвящали свои работы истории античного Рима. Среди них одна из крупнейших советских историков по периоду античного Рима Елена Михайловна Штаерман. В своей книге «Кризис античной культуры» она широко освещает проблемы античной религии и культуры.2 Большая работа историка М.Г. Абрамзона посвящена монетам Римской империи, ...

Периодизация первобытной истории.
Отметим сразу, что в настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке. Из специальных ...